Многопрофильная клиника Медиум | Главная

Внимание!

Прейкурант на сайте дорабатывается. Реальные цены могут отличаться от указанных на сайте.

Просьба уточнять стоимость услуг по телефону 8 (800) 351-10-03.

Нарушения памяти: консультация психолога

Важную группу расстройства памяти представляют псевдореминисценции, которые часто заполняют действительные пробелы и могут быть искусственно вызваны настойчивыми, наводящими вопросами психолога, психоаналитика. В других случаях псевдореминисценции дают основу для содержания бреда при чем события прошлого изменяются сообразно господствующим желаниям и опасениям. Мы судим об этом по позднему возникновению мнимых давних воспоминаний, по их тесной связи с всем кругом мыслей больного и особенно по неестественной точности деталей, по постепенному изменению и разукрашиванию, которые претерпевает рассказ больного, и совершенно несоответствующему месту, которое больной приписывает себе в рассказываемых событиях.

Ориентировка. От усвоения восприятий и способности запоминания существенно зависит ориентировка больных относительно места их прибывания, времени и всего положения, в котором они находятся. Она нарушена при затемнениях сознания (Del; S.) и при многих слабоумиях (Korss; Presb., Ascl., Pp., Alzh. Но существует еще и бредовая дезориентировка, при которой правильное толкование впечатлений нарушается бредовыми влияниями. (Mdp. Dp.). Простыми вопросами можно раскрыть эти расстройства.



Течение мыслей. Затруднение мышления мы встречаем в состояниях затемнения сознания (Del и S.) и при интеллектуальной задержке, благодаря эмоциональному напряжению (Mdp.l, далее при слабоумиях (Рр; Ascl; Ep.; Dsen., Alzh., Olig.). Мы без затруднений судим об этом по замедлению ответов на простые вопросы, поскольку это не обусловлено затруднением речи. Там, где сила мышления отсутствует, как например при слабоумиях и часто уже рано при Dp., временами может наступить, по видимому, полная пустота в мыслях, так что мы видим перед собою больных безучастными и неподвижными. Повышенная отвлекаемость ведет к потере представлений о цели и тем самым к скачке идей (М., Pp., Del., — опьянение, Kk., иногда La, Ер.) с внешними привычными речевыми ассоциациями, и ассоциациями по созвучию. Обстоятельность при эпилепсии получается благодаря неуменью выбрать только существенное из всего имеющегося запаса предтавлений. Частое повторение одних и тех же представлений, которые порою делаются невыносимыми, встречаем мы при депрессии, фобиях и неврозе. Потеря связи между отдельными членами хода мыслей может образоваться различным путем, именно при значительной скачке идей, когда все же временами обычно можно уловить некоторую связь, или при свойственной Dp. разорванности хода мыслей, когда различнейшие отрывки мыслей и речи нанизываются без всякого отношения друг к другу. При этом иногда наблюдается “игра слов”, бессмысленное сочетание отдельных слов и слогов.



Весьма употребительное вспомогательное средство для получения представлений о ходе мыслей больного является ассоциативный эксперимент с измерением времени или без него.



Своеобразные расстройства течения мыслей могут быть вызваны навязчивыми представлениями. Свободное течение представлений нарушается здесь тем, что известные мыслительные навыки (счет, вычисления), неприятные представления, страхи с мучительным насилием врываются в сознание и не поддаются изгнанию. Сущность расстройства легко узнается по живому чувству неудовольствия и по сопровождающему чувству болезни.



Образование понятий. Существенную особенность олигофренического слабоумия с задержкой психического развития составляет отсутствие или недостаточность общих представлений, которые при приобретенном слабоумии могут сравнительно хорошо сохраняться как остатки прежнего духовного развития. Так, мы видим, что имбециллы и слабоумные эпилептики часто сносно отвечают на все вопросы, касающиеся ежедневного чувственного опыта, в то время как выходящие за этот предел представления им совершенно недоступны. Наоборот, заболевания с разрушением мозга, начинающиеся в зрелом возрасте, могут сделать невозможною простейшую психическую работу, несмотря на то, что наряду с этим сохраняются еще значительные остатки высшей духовной деятельности.



Суждение и умозаключение. Высшая умственная работа может быть временно нарушена затемнением сознания, а также глубокими волнениями. Отсюда предположение о слабоумии всегда сомнительно, пока имеются подобные условия. Длительное нарушение способности суждения, подобное тому, которое обусловливается различнейшими процессами слабоумия (Pp., Dsen., Ascl., Alzh., Lc, Dp., Korss., Olig.) распознаются по ответам на ведущие к этой цели вопросы, именно определения понятий, различения, причинные зависимости, которые, конечно, должны быть по возможности приспособлены к степени образования, кругозору больных. Также и передача прочитанного отрывка, описание жизни, рассказ о событиях дают возможность понять ход умственной работы больного. Особые, служащие для этой цели опыты состоят в заполнении пропусков в отрывке для чтения (Ebbinghaus), образовании предложений из данных слов, объяснении басни, подыскании подходящих примеров пословицы, понимании острот и комичных положений, понимании внутренней связи в ряде картинок. Кроме того, обыкновенно уже простой разговор на консультации психолога о различных жизненных соотношениях, о ранее пережитом, о настоящем положении и планах на будущее дают возможность ценного заключения о способности больных правильно судить о событиях и людях, получать общий взгляд на связь событий, составить себе миросозерцание.



Источник PsyStatus.ru – психологическая консультация